Проект Постановления Президента Республики Узбекистан
04/10/2018 - 11:36 7290
О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках
Отметить, что в республике создана необходимая правовая основа для деятельности оптовой и биржевой торговли, активно развиваются розничные торговые сети, применяющие современные информационные технологии, расширяется доступ субъектов предпринимательства к материально-техническим ресурсам.
Вместе с тем, нынешнее состояние товарных рынков, уровень развития отечественной оптовой и биржевой торговли не отвечают современным требованиям.
Сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка необходимыми для производства товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в том числе:
первое, низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, других товаров по принципу «бизнес-для бизнеса» (B2B) приводят к повышению трансакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;
второе, ограниченность масштаба операций, видов торгуемых товаров и инструментов биржевой торговли затрудняет доступ субъектов предпринимательства к ресурсам и объективное ценообразование на производимые товары, слабо внедряются фьючерсы, производные инструменты и другие современные механизмы торговли биржевыми товарами, позволяющие обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельхозпроизводителей, от неблагоприятных изменений цен.
третье, остается значительной государственная доля в уставных капиталах субъектов оптовой и биржевой торговли, сохраняются устаревшие ограничения в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;
четвертое, не налажена системная работа по информированию производителей и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой и востребованной продукции в отраслях экономики, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.
В целях дальнейшего совершенствования механизмов осуществления торговых операций, развития здоровой конкурентной среды на товарных рынках, а также создания условий для повышения эффективности и сокращения издержек субъектов предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности производимой ими продукции:
1. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
а) об отмене с 1 января 2019 года:
требования о наличии лицензий на осуществление оптовой торговли и особый порядок налогообложения предприятий оптовой торговли;
действующего порядка учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло, алкогольная и табачная продукция и др.);
требования по выдаче разрешительного документа на осуществление выездной торговли;
санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у субъектов предпринимательства;
требования о 15-процентной предоплате на внутреннем рынке по сделкам у субъектов предпринимательства;
практики требования 100-процентной предоплаты при экспорте свежей плодоовощной продукции, предусмотрев условия оплаты в соответствии с соглашением между сторонами;
ограничений на экспорт отдельных видов товаров, согласно приложению;
штрафных санкций за сверхдоговорные объемы потребления природного газа и электрической энергии потребителями;
действующего порядка формирования графиков выставления на биржевые торги высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов и их согласование с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;
требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Республике Узбекистан.
б) об установлении с 1 октября 2018 года порядка, в соответствии с которым:
биржевые товары, а также другие высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, в том числе предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП-3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности», могут реализовываться на торгах, проводимых всеми товарно-сырьевыми биржами, организованными субъектами предпринимательства в установленном порядке;
высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезенные по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;
предприятия-производители монопольных видов продукции выставляют на биржевые торги высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов в равномерных объемах по дням торгов, с размещением соответствующей информации на информационном портале биржи, не позднее чем за три дня до начала каждого месяца;
разрешается вывоз за пределы Республики Узбекистан для физических лиц товаров в пределах разрешаемого объема валюты стоимостью до 5 тыс. долларов США;
в) о внедрении с 1 октября 2018 года порядка сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего, что:
хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного минимального размера заработной платы, сдают ее в кассы банков ежедневно через службу инкассации либо самостоятельно;
хозяйствующие субъекты, имеющие наличную выручку меньше указанных объемов, имеют право сдавать наличную выручку в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;
отменяется инкассирование наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан;
разрешается осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи с выдачей инвойса (счет-фактуры).
2. Установить, что:
экспорт товаров и услуг через сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;
с 1 января 2019 года ставки налога на доходы членов товарно-сырьевых бирж (дилеров, маркет-мейкеров, брокеров) взимаются на уровне ставок, аналогичных установленным для инвестиционных посредников на рынке ценных бумаг;
отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретенных на биржевых торгах, осуществляется по очередности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции.
3. Создать Центр исследований отраслевых рынков и экспортно-ориентированных производств при Министерстве экономики Республики Узбекистан (далее – Центр) в форме государственного унитарного предприятия.
4. Определить что:
учредителем Центра является Министерство экономики Республики Узбекистан;
управленческий персонал Центра 38 штатных единиц;
источниками финансирования Центра является средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, предусмотренных законодательством.
5. Определить основными задачами Центра:
создание постоянно обновляемого электронно-информационного портала для информирования хозяйствующих субъектов о номенклатуре и видах производимой в республике и импортируемой продукции (товаров и услуг);
формирование базы данных о наличии производственных мощностей и предложениях по производству товаров, а также об объемах потребления (спрос) на товары и конъюнктуру цен на производимую и потребляемую продукцию на внутреннем рынке, для информирования местных и иностранных поставщиков и производителей;
анализ и мониторинг динамики цен, колебаний спроса и предложения на товарных рынках и внесение на этой основе предложений.
6. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
в двухмесячный срок провести семинары и оказывать в последующем необходимое содействие субъектам предпринимательства по вопросам организации биржевой деятельности и оптовой торговли;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по реализации государственной доли в уставном капитале АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» посредством проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичных предложений акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент».
7. Предоставить право товарно-сырьевым биржам создавать дочерние предприятия по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий.
8. Кабинету Министров в месячный срок внести в законодательную плату Олий Мажлис Республики Узбекистан предложения по ратификации Республикой Узбекистан в установленном порядке Договора государств-участников СНГ о проведении согласованной антимонопольной политики.
9. Министерство экономики Республики Узбекистан в двухнедельный срок в установленном порядке утвердить устав о Центре.
10. Национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации положений настоящего постановления и дополнительных возможностей, создаваемых для субъектов предпринимательства.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев