Общие сведения

22/02/2019 - 14:25 67467

Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан образовано Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4653 "Об организации деятельности Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, а также подведомственных ему организаций"  от 26 марта 2020 года.

Основными задачами Министерства являются:

анализ и прогнозирование макроэкономических индикаторов и разработка на этой основе предложений по внедрению рыночных механизмов управления экономикой и формированию стратегий развития ее основных отраслей во взаимоувязке с состоянием реального сектора экономики, конъюнктурой на внешних рынках и тенденциями развития глобальной и региональной экономики;

стимулирование развития частного предпринимательства, создание благоприятных условий для улучшения деловой среды и сокращения доли «теневой» экономики, в том числе путем оптимизации участия государства в экономических процессах, устранения бюрократических препон, обеспечения доступности финансовых и производственных ресурсов, а также эффективного использования потенциала малых промышленных зон;

разработка стратегий (моделей) развития промышленности страны на основе эффективного размещения производственных сил, рационального использования имеющихся природных и экономических ресурсов регионов с целью обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также сопряженности отраслевого и территориального развития;

реализация системных мер по обеспечению сбалансированности товарных рынков на основе внедрения инновационных разработок и технологий, повышения производительности труда, ускоренного развития обрабатывающих отраслей и расширения производства готовой конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

выработка стратегических направлений развития внешнеэкономической деятельности с целью повышения экспортного потенциала национальной экономики путем проведения индустриальной политики, направленной на стимулирование выпуска экспортоориентированной продукции, снижения ее импортной зависимости на основе углубления локализации производства, а также расширение сотрудничества между регионами республики и зарубежных стран;

активизация государственной политики в сфере урбанизации, обеспечение эффективного государственного регулирования процессов урбанизации в увязке с рациональным размещением производств, застройкой жилых зон в комплексе с объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также внедрения современных рыночных механизмов в отношении земельных участков;

участие в выработке и реализации активной инвестиционной политики страны путем определения сфер и отраслей для привлечения инвестиций, способствующих устойчивому экономическому росту, повышению конкурентоспособности национальной экономики, укреплению промышленного потенциала и комплексному развитию территорий;

проведение комплексного анализа и выработка мер по повышению уровня и качества человеческого капитала, прежде всего в сельской местности, в качестве одного из главных ресурсов и факторов развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности;

обеспечение внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность экономических органов, переподготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование форм и методов работы аппарата Министерства и его структурных подразделений, направленных прежде всего на достижение конкретных результатов во вверенной сфере, усиление персональной ответственности работников за своевременное и качественное выполнение возложенных на них задач;

обеспечение содействия в качественной и своевременной реализации проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, создание комплекса межведомственной системы экспертизы проектов, их предпроектной, проектной и тендерной документации, технических заданий в рамках формирования и реализации государственных программ развития и инвестиционных программ.

 

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) в сфере анализа и прогнозирования макроэкономических индикаторов и разработки предложений по внедрению рыночных механизмов управления экономикой и формированию стратегий развития ее основных отраслей:

осуществляет, исходя из целей и приоритетов социально-экономического развития страны, системный мониторинг и анализ процессов рыночных реформ и либерализации экономики и на этой основе вырабатывает меры по расширению масштабов либерализации и модернизации экономики;

вырабатывает на основе критического анализа предложения по расширению внедрения рыночных методов и механизмов управления экономикой, сокращению и оптимизации государственного регулирования экономикой;

осуществляет разработку и мониторинг основных макроэкономических показателей, проводит системный анализ уровня экономического и социального развития республики, территорий и отраслей;

разрабатывает меры по обеспечению макроэкономической стабильности и экономического роста во взаимоувязке основных макроэкономических показателей с денежно-кредитными агрегатами, параметрами государственного бюджета, внешнеторгового и межотраслевого балансов, а также конъюнктурой на мировом рынке и тенденциями развития глобальной и региональных экономик;

изучает тенденции развития экономических и социальных процессов, проводит комплексный системный анализ развития отраслей экономики и территорий, выявляет имеющиеся диспропорции в экономике и вырабатывает пути по их преодолению;

разрабатывает вариантные сценарии, программы и концепции развития республики в разрезе отраслей экономики и территорий на среднесрочный и долгосрочный периоды;

2) в сфере стимулирования развития частного предпринимательства, создания благоприятных условий для улучшения деловой среды и сокращения доли «теневой» экономики:

разрабатывает комплексные меры по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению доли частного сектора в отраслях экономики и малых промышленных зонах;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, направленные на улучшение делового климата в стране и эффективное использование потенциала малых промышленных зон, устранение излишних бюрократических процедур при осуществлении предпринимательской деятельности;

вырабатывает практические меры и предложения по совершенствованию работы территориальных управлений Министерства, районных и городских отделов на основе обращений физических и юридических лиц;

вовлекает субъекты предпринимательства в процессы разработки мер по дальнейшему улучшению состояния делового климата и совершенствованию законодательной базы, а также усилению общественного контроля за практической реализацией принятых нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности;

3) в сфере разработки стратегий (моделей) развития промышленности страны на основе рационального размещения производственных сил, эффективного использования имеющихся природных и экономических ресурсов регионов:

участвует в разработке мер по формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан, в том числе улучшению условий для активизации инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвесторов;

разрабатывает долгосрочные и среднесрочные стратегии инвестиционной политики, взаимоувязанные с программами структурных преобразований и диверсификации отраслей промышленности, развития производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, комплексными программами социально-экономического и индустриального развития территорий;

разрабатывает предложения по повышению эффективности инвестиций, направляемых на реализацию производственных, инфраструктурных и социальных инвестиционных проектов;

разрабатывает предложения по обеспечению сопряженности темпов экономического роста и сбалансированного развития отраслей экономики и социальной сферы с потребностями в инвестиционных ресурсах, в том числе прямых иностранных инвестиций;

разрабатывает программные меры в сфере повышения энергоэффективности и снижения ресурсоемкости и капиталоемкости объектов социальной сферы;

разрабатывает отраслевые программы по повышению конкурентоспособности производств за счет снижения себестоимости производимой продукции, максимального использования производственных мощностей, внедрения современного оборудования и передовых ресурсосберегающих технологий;

обеспечивает рациональное и эффективное использование сырьевых ресурсов и высоколиквидной продукции на основе организации разработки важнейших материальных балансов и осуществляет мониторинг за их выполнением;

проводит глубокий анализ объемов и номенклатуры импортируемой продукции и на этой основе разрабатывает предложения по расширению производственных мощностей по локализации производства продукции, комплектующих изделий и материалов;

4) в сфере реализации системных мер по обеспечению сбалансированности товарных рынков:

разрабатывает и осуществляет мониторинг хода реализации политики в области индустриального развития страны;

организует разработку и реализацию программ модернизации и диверсификации базовых отраслей промышленности на основе углубленной переработки минеральных и сырьевых ресурсов с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью;

на основе глубокого анализа состояния и тенденций развития отраслей вырабатывает предложения по формированию эффективной структуры промышленности, обеспечению ее комплексного и сбалансированного развития;

координирует разработку программ модернизации и технического перевооружения отраслей промышленности и межотраслевых комплексов, основанных на внедрении передовых инновационных технологий;

проводит оценку развития отраслей промышленности и принимаемых мер по расширению производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

формирует в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнения работ и услуг) для государственных нужд, а также мобилизационный план экономики страны;

организует работу по формированию и мониторингу государственного заказа на закупку и использование продовольственной и плодоовощной продукции;

разрабатывает предложения по развитию инфраструктуры по заготовке, хранению, обработке и логистике свежей плодоовощной продукции;

разрабатывает программы по углублению уровня переработки плодоовощной и мясомолочной продукции, расширению выпуска готовых продовольственных товаров;

5) в сфере выработки стратегических направлений развития внешнеэкономической деятельности с целью повышения экспортного потенциала национальной экономики:

разрабатывает практические меры по развитию экспортного потенциала Республики Узбекистан на основе глубокого анализа объемов и структуры экспорта, выявления резервов увеличения объемов и расширения номенклатуры экспорта;

разрабатывает ежегодные прогнозы экспорта и расчетные параметры импорта товаров (работ, услуг), внешнеторгового балансов в соответствии с принимаемыми мерами по стимулированию развития экспортного потенциала, рационализации импорта и оптимизации торгового баланса;

на основе изучения конъюнктуры на внешних рынках и тенденций развития зарубежных рынков разрабатывает предложения по освоению производства новых видов товаров для последующего продвижения их на экспорт;

проводит анализ объемов и номенклатуры импортируемой продукции и на этой основе разрабатывает предложения по расширению производственных мощностей по выпуску потребительских товаров, оптимизации ее импортной зависимости на основе углубления локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов;

по поручению Правительства представляет интересы Республики Узбекистан в зарубежных странах и международных организациях и заключает в установленном порядке и в соответствии с нормами международного права договоры о сотрудничестве с компетентными организациями других государств по вопросам экономики и развития промышленности;

6) в сфере государственной политики урбанизации, обеспечения эффективного государственного регулирования процессов урбанизации:

осуществляет долгосрочное планирование темпов, этапов и результатов политики индустриализации, анализ долгосрочных демографических тенденций в городской и сельской местности, расчет демографической емкости городов в условиях быстрой индустриализации, потребности в трудовой силе в городах;

выявляет «полюсы роста», осуществляет выбор мест управленческих центров, согласование политики в сферах образования, формирования рынка труда, внутренней и внешней миграции;

разрабатывает комплексную программу по координации процессов миграции рабочей силы из сельской местности в города, предусматривающую институциональные и организационные мероприятия по обучению и переобучению сельских жителей новым промышленным специальностям;

осуществляет управление формированием городских агломераций с учетом создания городов-спутников, включающих социальную, инженерно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуру на основе внедрения передовых, энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов;

вырабатывает меры по регулированию комплексного развития городской системы расселения, формированию эффективного соотношения малых, средних, больших и крупных городов с учетом зарубежного опыта и мировой практики;

7) в сфере участия в выработке и реализации активной инвестиционной политики страны:

определяет основные направления для привлечения инвестиций в сопряженности с параметрами целевых отраслевых и территориальных программ развития;

участвует в разработке и реализации государственных программ развития и инвестиционных программ, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

принимает участие в подготовке предложений по эффективной и качественной реализации инвестиционных проектов, включенных в государственные программы развития, инвестиционные программы, а также отраслевые и территориальные программы развития;

осуществляет согласование технических условий для формирования концепций (стратегий) развития отраслей, разрабатываемых министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, в том числе разрабатываемых с привлечением иностранных консалтинговых компаний;

8) в сфере проведения комплексного анализа и выработки мер по повышению уровня и качества развития человеческого капитала:

координирует разработку прогноза баланса трудовых ресурсов, а также спроса и предложения рабочей силы на основе проведения глубокого анализа и прогноза демографических показателей, количественного и качественного изменения численности и структуры трудовых ресурсов, перспектив развития экономики;

разрабатывает на основе системного анализа показателей уровня жизни населения предложения по обеспечению роста доходов и покупательной способности населения, улучшению качества жизни и повышению материального благосостояния населения;

разрабатывает комплексные меры, направленные на совершенствование системы образования и обеспечение потребностей рынка труда квалифицированными специалистами;

участвует в разработке концепции, стратегии и программ развития, а также предложений по укреплению материально-технической базы учреждений системы образования, науки, здравоохранения, спорта, культуры, туризма и других объектов социальной инфраструктуры;

участвует в разработке предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в области труда и занятости населения, образования, здравоохранения, спорта, культуры и туризма;

9) в сфере внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность экономических органов, переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствования форм и методов работы Министерства и его структурных подразделений:

определяет приоритетные направления разработки программных продуктов с учетом реальной потребности экономических органов;

обеспечивает выработку предложений по определению приоритетных направлений внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности экономических органов;

координирует процесс развития и внедрения информационных технологий и коммуникаций, а также обеспечения информационной безопасности в подразделениях Министерства;

организует на системной основе переподготовку и повышение квалификации кадров, реализует меры по совершенствованию форм и методов работы руководителей и работников Министерства;

обеспечивает системную работу, направленную на постоянное повышение профессионального уровня работников Министерства;

10) в сфере содействия в качественной и своевременной реализации проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов:

организует проведение в установленном порядке экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации в рамках формирования и реализации государственных программ развития и инвестиционных программ;

организует проведение в установленном порядке экспертизы технических заданий, контрактов, импортных контрактов на государственные закупки товаров (работ, услуг) и дополнительных соглашений к ним;

вырабатывает предложения по обеспечению качественной и своевременной реализации проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов.